Одним из направлений работы Национального музея Республики Казахстан является музейная педагогика, которую осуществляет Отдел музейной педагогики и детского творчества. Согласно Положению, основными задачами отдела является организация и реализация музейно-образовательных проектов, программ, музейных кружков, формирование у детей и подростков навыков исторического мышления, патриотической и духовно-нравственной культуры, развитие творческих способностей детей. Проекты ориентированы на различные возрастные группы детей и молодёжи, с учётом психофизиологических, эмоциональных и социально-психологических особенностей каждой возрастной группы. Отдел осуществляет тесную связь с организациями и учреждениями образования г. Нур-Султан.
Отделом проводится комплекс культурно-образовательных мероприятий: музейные уроки, музейные квесты, познавательно-игровые программы, экскурсии, лекции, круглые столы, онлайн-викторины, тематические вечера, реализуемые в рамках культурно-образовательных проектов «Тарихи тұлғалар», «Шаңырақ», «Әсемдікке құштарлық», «Занимательная этнография», cтуденческий клуб «Дана» и социального проекта «Мейірім». А также работают музейная изостудия и кружки «Мирас», «Шебер», «Планета рукоделия».
Проект «Тарихи тұлғалар». Целью проекта является изучение жизненного и творческого пути личностей, внесших вклад в развитие и становление нашей страны.
Проект «Урок истории в музее». Главной проекта целью является проведение дополнительных уроков истории посредством экспозиций музея. Построение экспозиций и её интерпретации направлены на эмоциональное, личностное, оценочное восприятие музейного посетителя.
Проект «Шанырак». Целью проекта является воспитание уважения к культуре казахского народа, расширение интеллектуального кругозора, формирование интереса к обычаям и традициям казахского народа, а так же развитие наблюдательности, зрительной памяти и творческих способностей учащихся. Проект ориентирован на все возрастные и социальные категории граждан Республики Казахстан.
Проект «Әсемдікке құштарлық». Цель проекта - воспитание социально-активной творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним, выявление и развитие творческого потенциала детей, формирование навыков использования возможностей информационно-коммуникационных технологий в социально-значимой деятельности. Проект предназначен для школьников разных возрастных категорий, которые будут получать знания через лектории, выставки, квесты и музейные уроки.
Проект «Занимательная этнография». Целью проекта является популяризация и развитие национальных игр, культурного наследия, традиций, обычаев и культурных ценностей Казахстана, воспитание патриотизма, гордости за свой народ, его культуру.
Проект «Дана». Цель проекта – объединение и вовлечение студентов в жизнь музея, расширение аудитории музея, развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, воспитание патриотизма.
С 2017 года Отделом музейной педагогики и детского творчества реализуется социальный проект «Мейiрiм». Цели - помочь музейным посетителям с ограниченными возможностями здоровья приобщиться через музейное образовательное пространство к культурным ценностям Казахстана и других стран, расширить кругозор, дать толчок развитию воображения и творческих способностей, а также предложить возможности для проведения досуга.
В рамках этого проекта мы работаем в направлении инклюзивной педагогики, т.е. вовлекаем в наши мероприятия детей с особыми образовательными потребностями и их обычных сверстников. Культурно-образовательные мероприятия проводятся по специальной методике с учётом диагноза детей, соблюдения специфики каждой аудитории, приглашаются сурдопереводчиков, используется тексты, набранные шрифтом Брайля. В рамках социального проекта «Мейiрiм» ежегодно в музее проводится инклюзивный фестиваль для особенных детей с ограниченными возможностями. В 2018 году прошел І инклюзивный музейный фестиваль детского творчества «Мейірім» в рамках программы «Астана – город сильных духом людей», приуроченный к 20-летию столицы Казахстана. В 2019 году в рамках 5-летия Национального музея РК провели ІІ инклюзивный музейный фестиваль «Мейірім» – «Город мастеров».
В 2021 году прошёл III инклюзивный музейный фестиваль детского творчества «Мейірім»: тропинки творчества и доброты», посвящённый 30-летию Независимости Республики Казахстана. Цель фестиваля является повышение творческого потенциала детей с особыми потребностями, содействие их самостоятельной жизни в инклюзивном обществе, развитие их талантов и культурной самобытности. Фестивали проходят в формате развивающих мастер-классов. Фестиваль посетили дети с особыми образовательными потребностями в возрасте 7-18 лет. В программе фестиваля мастер-классы: «Картина шерстью: войлоковаляние», «Глинотерапия», «Изготовление тумара», «Пейзаж пластилином», «Рисуем вместе в технике пуантелизе», «Интуитивная живопись» и др. На мастер-классах дети будут изготавливать радужные картины из шерсти, яркие тумары, создавать живописные пейзажи из пластилина, также дети вместе с мастерами смогут поработать на гончарном круге и сотворить собственноручные кувшины из глины. Каждый участник фестиваля получит благодарственное письмо и памятный подарок.
Кружок «Планета рукоделия». Целью кружка является – повысить интерес детей с особыми потребностями к лепке, рисованию, вышивке, привлечь их к творчеству, научить детей обращать внимание на сенсорные свойства предметов, развивать мелкую моторику. Воспитывать их к самостоятельной жизни в инклюзивном обществе, быть терпеливыми и толерантными, создавать для них инклюзивное творческое пространство, приучая подчеркивать цвет, размер, форму как особые свойства вещей. Дети учатся ловкости, красоте, меткости, участвуя в мастер-классах «Розовые тюльпаны», «Амулет», «Балерины», «Фантазия удивительна», «Я познаю мир», «Казахские национальные орнаменты» и др.
Кружок «Живопись и графика». Кружок предназначен для детей школьного возраста, учащихся общеобразовательных школ. Данный проект реализуется через лекционные и практические занятия детской студии изобразительного и декоративно-прикладного искусства при Музее, совместные мероприятия с иными организациями, осуществляющими педагогическую деятельность. Направления проекта:
– архитектура, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство;
– народные художественные промыслы;
– выдающиеся художники мира;
– мировая художественная литература;
– выдающиеся деятели культуры Республики Казахстан.
Кружок «Шебер». Цель кружка – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства, формирование навыков самостоятельного выполнения всего художественно-технологического процесса создания изделий.
Кружок «Мирас». Главной целью является изучение истории Казахстана, обучение учащихся школ методам и навыкам экскурсионной деятельности. К реализации образовательного проекта привлечены историки, археологи, этнографы, сотрудники Национального музея, которые читают лекции, проводят практические занятия и экскурсии в залах музея. Программа занятий кружка «Мирас» имеет познавательную, теоретическую и практическую направленность. «Мирас» – это возможность получения исследовательских навыков работы с историческими источниками, литературой, музейными экспонатами, кроме этого дети сами проводят экскурсии по музею. По окончании слушателям выдаются сертификаты с правом проведения экскурсий в залах Национального музея РК.
Культурно-образовательного и экспозиционного проекта «Мой Казахстан». В 2021 году ко Дню знаний 1 сентября в Национальном музее Республики Казахстан состоялась презентация детского центра – культурно-образовательного и экспозиционного проекта «Мой Казахстан». Целью проекта «Мой Казахстан» является создание современной культурно-образовательной экспозиции, направленной на духовное развитие детей, воспитание эстетических чувств и приобщение молодого поколения к истории, культуре и природе Казахстана.
В соответствии с поставленной целью предусматривается решение следующих задач: получение дополнительных знаний об истории, культуре и природе Казахстана; приобщение детей к традициям и обычаям казахского народа; развитие творческих способностей и креативного мышления; формирование у детей практических навыков в области изобразительного, ремесленного и декоративно-прикладного искусства; популяризация истории, культуры и природы Казахстана; воспитание у подрастающего поколения патриотических чувств к своей Родине. Центр состоит из 10 красочно оформленных информационных и игровых зон, которые в полном объеме отражают и знакомят с историей и природой Казахстана доступными для детей средствами. Информационная зона оснащена интерактивной географической картой Казахстана, картой Великого Шёлкового пути, монитором и электронным киоском, далее дети посетят познавательные зоны Центра «Археология», «Библиотека», «Снаряжение», «Музыкальные инструменты», «Город мастеров», «Казахское традиционное жилище», «Национальные игры» и игровую зону с домашним кинотеатром в 3D анимации. Содержание и наполнение центра продумано так, чтобы дети наглядно, в игровой форме могли получить знания об истории, культуре, природе Казахстана, они сами будут проводить археологические раскопки, смогут побывать в юрте, посмотреть ролики с традициями и обрядами казахского народа, поиграть в национальные игры, сфотографироваться в национальной одежде и мн.др.
Музейные утренники. Традиционными в музее стали Новогодние утренники и утренники, посвящённые празднику Наурыз. Каждый утренник – это целое театрализованное представление с интересными сюжетами, в котором выступают актёрами сотрудники музея.